2021

Рекомендации по развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ

Рекомендации для педагогов по развивающей предметно-пространственной среду ДОУ.Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.

Существует три группы требований к развивающей среде, но проблемная ситуация как раз и заключается в том, что они исходят из разных «ведомств» и противоречат друг другу. Эти требования принадлежат разным позиционерам, представления которых о предметно-пространственной среде образовательных организаций значительно расходятся. Адресатом всех этих противоречивых требований являются педагоги-практики.

Первая группа – требования управленческих структур к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО. сводятся, в основном, к художественному оформлению среды (интерьера). Что касается самой организации предметно-пространственной среды, то здесь, по умолчанию, используется традиционное зонирование пространства (уголки или зоны по видам деятельности или обучающих занятий – в детском саду).

Вторая группа требований – психологические требования ученых-исследователей включающие такие принципы, как соответствие возрасту, обеспечение активности субъекта, обеспечение эмоциональной и функциональной комфортности, мобильности, вариативности, зонирования и т.д.

Третья группа требований представлена в нормативном документе, носящем имя «Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений (далее СанПиН), которые во многом противоречат современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.

авторы СанПиНа (гигиенисты и физиологи) отстали от реалий педагогической жизни, по крайней мере, лет на двадцать. Их представления об образовательном процессе весьма архаичны: это единая образовательная программа и образовательная среда для всех. Так как вся мировая педагогики (и отечественная в том числе) в последние двадцать лет движется в сторону вариативности форм и содержания образовательного процесса на всех ступенях развития образования. Таким образом, можно зафиксировать два противоречия в положении дел, касающихся проектирования предметно-пространственной среды в дошкольном образовании.

Первое противоречие – между нормативными требованиями к предметно-пространственной среде дошкольных образовательных организаций в виде СанПиНа и педагогической целесообразностью, как она понимается в современной науке.

Второе противоречие – между абстрактными психологическими концепциями развивающей предметно-пространственной среды и реальными возможностями ДОО.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий; для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно: быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских стульчиков). отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Например, для детей 2-3 лет это требует освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями. В группе для детей 3-4 лет это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами, т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такими же «большими и важными». В средней возрастной группе ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей; включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полу-фукциональное игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки; расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и т.п.,); оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении. 

Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

 II. Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды.


 Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

программным требованиям, задачами воспитания и обучения; возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка (использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков); интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы изготовления разнообразной техники, крепости, занимательные игры типа «Автомобильные гонки», «Приди первым» и др., .а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.

В предметно-пространственной среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие различные психические процессы.

Содержание предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на:

поддержание интереса ребенка к предметно-пространственной среде и на пройденный программный материал: «Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху»;

на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо»;

на обеспечение зоны «ближайшего развития»: «Это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую»;

На неисчерпаемую информативность: «Я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное».

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды

для детей 2-3 лет.

 В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:


игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам; большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки); игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы (желательно их делать на глазах у детей). Дети со временем сами примут участие в их изготовлении.

Это могут быть:


банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;

погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;

ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;

шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;

сосуды с водой разного объема («ксилофон»);

перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);

свистки и дудочки из глины и дерева;

нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;

конструкторы и мозаики;

разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;

игрушки контрастных размеров;

игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;

емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. Отличительная особенность возраста - тяга к многократному повторению этих действий.

вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;

книги с большими предметными картинками;

ящики, контейнеры с крышками;

подушки, ковер;

качели, прыгунки.

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды

для детей 3-4 лет.

 Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;

парные картинки;

трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы - вкладыши;

2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);

разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;

игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;

оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;

банки разного размера;

пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;

предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;

емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.;

машинки крупные и средние,

куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды;

наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);

игрушечные животные (натуральной окраски);

большие и мягкие игрушки и напольные подушки;

тканевые мячики;

аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;

моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;

книги сказок о животных;

детская мебель: стол, стульчик.

 Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды

для детей 4-5 лет.

 В развивающую предметно-пространственную среду для детей среднего возраста должны входить:

различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;

игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);

костюмы для ряжения;

познавательные книги и альбомы, журналы о природе;

журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);

книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);

книги с волшебными сказками;

коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п.,

тематические наборы открыток, марок, значков;

цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;

наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);

дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;

игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;

игровые и учебные телевизионные программы;

различные орудия труда;

стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.

  

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды

для детей 5-7 лет.

 В развивающую среду должны входить:

глобус (желательно с подсветкой);

физическая карта мира и России, политическая карта мира;

разнообразные коллекции;

измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

азбуки картинные, книги для первого чтения;

авторские сказки;

былины, мифы, легенды;

познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;

детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

часы настенные и календарь;

настольно-печатные игры - лото, пазлы;

настольные игры - домино, шашки, шахматы;

чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.